Dienstag, 2. November 2010

О чем мечтает Омск. Взгляд за кулисы фотографии



Может ли город жить? Или же он просто существует в каком-то статичном состоянии? Может ли город мечтать? Засыпать и просыпаться? Смеяться? Могут ли люди подарить городу счастье или же город делает людей счастливыми?

На все эти вопросы попытались найти ответы 13 фотографов из Омска. Вместе с Барбарой Дитль, фотографом-портретистом из Берлина, им удалось отразить мечты города в своих работах, которые были представлены на выставке «Берлин. Омск. 2 мечты», открывшейся 18 октября. Посетить выставку можно до 10 ноября в галерее «Белый куб».

Приходите и Вы увидите, о чем мечтает наш город, а также получите уникальную возможность сравнить мечты Берлина и Омска: чем отличаются работы фотографа из Берлина от работ омских фотографов?


Барбара Дитль на открытии выставки
(с) Андрей Шавин


Василий Мельниченко, директор Школы фотографии и
мультимедиа «Событие», директор галереи «Белый куб»
(с) Андрей Шавин


Выставка «Берлин. Омск. 2 мечты», 18.10.2010
(с) Андрей Шавин


Взгляд за кулисы


Наверняка многих интересует, как проходил процесс подготовки выставки, по какому принципу отбирались фотографии, как вообще протекала вся работа фотографов. За неделю до выставки Барбара Дитль провела несколько мастер-классов.

Мастер-класс с Барбарой Дитль – эмоциональная сторона фотографии
Все началось 12 октября, когда состоялся первый мастер-класс. Можно сказать, это было знакомство. На примере своих работ Барбара Дитль рассказала об искусстве фотографии, о пути ее становления как фотографа, о том, что является отличительной чертой всего ее творчества. Также на примере фотографий Барбара представила фотографов, у которых она имела возможность учиться, которые повлияли на процесс ее развития в искусстве фотографии. «Я не помешана на технике фотографии, меня больше интересует ее эмоциональная сторона», говорит Барбара Дитль. «Удержать и передать атмосферу той или иной ситуации, сохранив при этом свое субъективное отношение к ней»,- эти задачи Барбара Дитль ставит перед собой, когда берет в руки фотокамеру. Одной из особенностей ее творчества является комбинирование различных фотографий. Комбинация двух или нескольких работ составляется по принципу схожести фотографий «по настроению», либо если одна работа является как бы логическим продолжением другой.


(с) Барбара Дитль, www.dietlb.de



Хрупкость и нежность – на первом плане
Здесь, например, скомбинированы две работы: портрет танцовщицы из Японии и фотография растения, сквозь ветви которого проходят лучи солнца. Дитль объясняет, что солнце на одной фотографии, как и лицо девушки на другой, является центром композиции. При этом схожести этим двум фотографиям добавляют волосы, скрывающие лицо девушки, на одной, и ветви растения, приглушающие свет солнца, на другой. «В обеих работах,- поясняет Дитль,- есть что-то хрупкое, нежное, что также стало одним из поводов скомбинировать их». В ходе мастер-класса гостья из Берлина представила еще много интересных фотографий, подробно описывая каждую из них. Среди представленных работ были также некоторые из серии, где Дитль фотографировала людей с закрытыми глазами.


(с) Барбара Дитль, www.dietlb.de





Закройте, пожалуйста, глаза
«В моей жизни был период, когда я хотела фотографировать людей только с закрытыми глазами. Так лицо приобретает более спокойное, умиротворенное выражение и выглядит совершенно по-другому»,- говорит Дитль.
Во время мастер-класса каждый мог задать вопрос. Одного из участников заинтересовала особенная композиция работ Дитль. А именно, почему люди иногда сфотографированы без ног, рук и т.д. «Когда я создаю фотографию, для меня очень важна ее композиция, настолько, что мне проще «отказаться» от ноги или руки человека на фото, чем, оставив их, нарушить всю композицию работы», отвечает на вопрос Барбара Дитль.


(с) Барбара Дитль, www.dietlb.de


Портреты незнакомых людей
Как Дитль находит моделей для своих портретов? Фотографирует ли она незнакомых людей или же это в основном ее друзья и близкие? «В Германии очень проблематично фотографировать незнакомых людей. Во-первых, даже сфотографировав человека на улице, Вы не имеете права на размещение фотографии где бы то ни было без письменного разрешения этого человека. Во-вторых, люди в Германии с недоверием относятся к фотографам на улице, некоторые соглашаются, чтобы их сфотографировали только при условии, что они получат за это деньги. Поэтому на моих портретных работах в основном люди, которых я знаю. Конечно, у меня есть также и портреты незнакомых людей, но не много».

Фото-таланты Омска
Участники мастер-класса также представились и рассказали немного о себе. Каждый выбрал одну из своих работ и рассказал, почему именно эта фотография стала «лицом» его презентации. Одна участница показала некоторые работы из довольно необычной серии: люди на фотографиях были переодеты в тех, кем они хотели стать в детстве. Судья, которая мечтала стать балериной, фотограф, мечтавший стать хирургом. Следующий участник представил серию работ на тему «День города». Фотографии полны контраста. В то время как одни празднуют и веселятся, другие вынуждены работать, и для них праздник выглядит совершенно по-другому. В ходе мастер-класса участники узнали много интересного как друг о друге, так и об искусстве фотографии.

Архитектурная фотография с Барбарой Зайярляйн
Еще один аспект искусства фотографии осветила Барбара Зайярляйн. Архитектурный фотограф из Берлина прибыла вместе с Барбарой Дитль в Омск, чтобы помочь в проведении мастер-классов и подготовке выставки. На примере фотографий современных зданий Берлина и Западной Германии, Зайярляйн провела мастер-класс, посвященный архитектурной фотографии.

О мечтах и об «анти-мечтах»
Чтобы структурировать выставку, участникам было предложено выбрать тему для своей серии фотографий. Здесь каждый проявил себя в полной мере! Разнообразие тем поражало воображение: детство, одиночество и сообщество, мечты людей в городе, потеря индивидуальности, окна, рекламные щиты, скрывающие красоту нашего города и много других… Одна участница выбрала тему «Мусор в городе». На первый взгляд может показаться, что это не совсем соответствует теме всей выставки - «Мечты». Фотограф объясняет, что у города могут быть как мечты, так и «анти-мечты». В этой серии, например, мы видим то, что наш город разрушает, то, что является противоположностью мечты любого города, его «анти-мечтой».

За работу! Днем и ночью, на пляже и на кладбище…
В четверг работа закипела по-настоящему. Каждый определился с темой, а также с местом, где бы он хотел снимать. Кто-то работал днем, кто-то - ночью. Так как темы были абсолютно разные, и снимки делались в абсолютно разных местах – на улице, в парках, на пляже, в школе, и даже на кладбище! По желанию участников, оба руководителя мастер-классов (Барбара Дитль & Барбара Зайярляйн) посетили их во время работы и дали несколько советов, каким образом можно достичь желаемого эффекта, не отходя при этом от выбранной темы. В конце Дитль и Зайярляйн вместе с участниками отобрали фотографии для выставки. От одного участника должно было быть представлено не более пяти фотографий. Каждую отдельную работу детально рассматривали и обсуждали, прежде чем решить ее судьбу.

Встреча с учениками Школы фотографии и мультимедиа «Событие»
Барбара Дитль встретилась также с учениками омской Школы фотографии и мультимедиа «Событие». На этой встрече фотограф на примере своих работ рассказала об особенностях создания фотографии. Некоторые ученики представили свои портретные работы, чтобы услышать мнение профессионального фотографа-портретиста. Также каждый мог задать интересующий его вопрос, принять участие в диалоге, что превратило встречу в беседу, где вряд ли у кого-то могло появиться ощущение, что он лишь зритель в зале. В конце встречи многие попросили Барбару Дитль дать автограф. Она была очень удивлена и сказала, что в Германии ее до сих пор никто не просил об этом. «У себя на родине я – один из берлинских фотографов, а здесь у меня просят автографы, это просто невероятно!», не без улыбки говорит Дитль.

Диалог деятелей искусства
Так прошла подготовка к выставке под названием «Берлин. Омск. 2 мечты». Все происходящее создавало впечатление, что все принимавшие в этом участие, чувствовали себя абсолютно комфортно. Каждому была предоставлена возможность высказать свое мнение, даже если оно противоречило мнению остальных. Ни одна идея не осталась без внимания, любое предложение рассматривалось и обсуждалось, что очень важно в диалоге деятелей искусства. Ведь у каждого есть свой собственный стиль, придерживаясь которого он передает окружающий мир в своих работах. Подобный обмен опытом дает каждому возможность извлечь что-то полезное для себя, для дальнейшего развития своего творчества (как участникам, так и руководителям мастер-классов).

Оксана Лютова

Вы можете посетить выставку «Берлин. Омск. 2 мечты» до 10 ноября в галерее «Белый куб» по адресу ул. Маршала Жукова 21, 8 эт.


Участники мастер-классов, Барбара Дитль, Барбара Зайярляйн, Василий Мельниченко
(с) Андрей Шавин, Барбара Дитль

Keine Kommentare:

Kommentar veröffentlichen